Ученье — свет, а неученых — тьма

http://kiev-vestnik.com.ua/497-uchene-s … x-tma.html

Двенадцатого октября прошли забастовки студентов, направленные против введения платы за пересдачу экзаменов, пользование Интернетом и лабораториями. Кабмин оперативно откликнулся на требования протестующих и изменил перечень платных услуг в вузах. Казалось бы, инцидент исчерпан? Но давайте разберем причины, приведшие к такому противостоянию учащейся молодежи и правительства.

Все безобразия начались еще тогда, когда, идя на поводу у своих амбиций, Горбачев сотоварищи начал развал Советского Союза. Им все было не так: и система образования, и здравоохранение, и промышленность... Советские ученые стали уезжать на Запад в таком количестве, что это даже получило свое название - "утечка мозгов". Начались какие-то немыслимые, бездумные реформы системы высшего образования. Студенты, главная задача которых - учиться (студент - от лат. studens - усердно работающий, занимающийся), стали требовать предоставления им прав, ранее не принадлежавших им. Заигрывая со вчерашними школьниками, зачастую едва достигшими 18 лет, и пытаясь заручиться их поддержкой на неминуемых выборах, "перестроечное" правительство сначала ввело студенческое самоуправление, затем дало студентам право создать профсоюз, а потом пошло-поехало...
В Украине это привело к тому, что в 1990 году студенты и учащиеся ПТУ и даже старшеклассники вышли на площадь Октябрьской Революции и объявили голодовку, получившую позже название "революция на граните". Пацаны, только-только оторвавшиеся от маминых юбок, возомнили себя вселенскими мудрецами и вершителями судеб. Вдумайтесь, какие они тогда выдвигали требования: национализация имущества Компартии и ВЛКСМ, переизбрание Верховного Совета Украины на многопартийной основе, недопущение подписания Союзного договора, отставка председателя Совета Министров УССР. Это вам не платная пересдача экзаменов, не так ли?
Кстати, это действо было всего лишь одним из этапов американских политтехнологов и спецслужб при разработке новых социальных методик. Именно "зеленые" студенты стали "подопытными кроликами" в этой работе по поиску эффективных способов свержения иностранных режимов. Кроме того, они стали главной движущей силой и "революции на Майдане" в 2004 году. Вот организаторы и зачинщики той "революции на граните": Олесь Доний, Вячеслав Кириленко, Владимир Чемерис, Виктор Уколов. Знакомые имена?
Впрочем, хватит о бывших, давайте о нынешних. Вам известно выражение: "Посеешь ветер - пожнешь бурю"? Так вот, пока не будет в корне пересмотрена сама система среднеспециального и высшего образования, мы будем сидеть как на пороховой бочке. И это касается не только "забастовок", а и того, каких специалистов мы получим в процессе "образования".
Вспоминаю, как, работая на телевидении, делал репортаж о выпуске в медуниверситете. Сначала, как водится, вручили дипломы с отличием. Потом - отличникам по специальности. Дальше - по списку. А в самом конце вдруг объявляют: "Этому студенту мы вообще не хотели давать диплом, но он пересдал специальность на "удовлетворительно" и мы решили не лишать его высокого звания выпускника нашего вуза". В ответ - бурные аплодисменты всего (!) зала. Тот мой репортаж в эфир, разумеется, не пустили. Взяли только "картинку", а текст написал другой журналист. Хотите знать, что я говорил еще 12 лет назад? Да то же, что и сейчас скажу вам.
Не секрет, что государственные вузы уже давно направили свою деятельность в коммерческое русло. С одной стороны, у них еще есть бюджетные отделения, с другой - прекрасно работают платные. Вот об этих платных мы и поговорим. Ходишь ты на лекции, не ходишь - плати. Сдал экзамен - молодец, не сдал - заплати. И что интересно, ложь о "немыслимой коррупции" в советских вузах запускали именно те, кто, создав затем коммерческие отделения, довели эту самую коррупцию почти до совершенства.
Я понимаю так: если человек не сдал экзамен, значит, он плохо учился весь год и программа следующего курса будет ему попросту не по силам. Если студент пропускает лекции, значит, он не сможет выполнить учебный план и сдать экзамен (есть, конечно, разные исключения, но я говорю об основной массе студентов и учащихся). И если деканат-ректорат за деньги допускает прогульщика к экзамену, значит, он заведомо обрекает его на пересдачу, которая состоится, опять же, за деньги. Замкнутый круг? Нет, источник неплохой денежной прибавки к зарплате.
Есть во всем этом нюансы, и даже в советском вузе можно было бы ввести плату за некоторые студенческие деяния. Но тогда нерадивых студентов сначала лишали стипендии, а затем отчисляли из учебного заведения. И восстановиться в нем можно было с большим-большим трудом, обойдя уйму инстанций, сдав все "хвосты", и то не факт, что взяли бы назад.
Коммерциализация образования привела к тому, что "поступить" теперь может любая бездарь, были бы у папы деньги в достаточном количестве. И "доучиться" до конца, нося потом "высокое звание" выпускника, скажем, медуниверситета. Да еще и кандидатскую ему купят, и на престижное место работать устроят. И вот придете вы в клинику уровня "супер-пупер", увидите на двери кабинета табличку с надписью к.м.н. и проникнитесь доверием к врачу. А он никакой не врач, а даже совсем наоборот, в лучшем случае - лекарь. Вот поэтому у нас и поток жалоб на больницы и медучреждения увеличивается, и смертность растет. Деньги гребут за все услуги, а сами даже диагноз точно поставить не могут.
Та же картина почти во всех областях человеческой деятельности. Вот, скажем, юристов, как и журналистов, выпускают все кому ни лень. Например, учителей уже и в сельхозакадемиях "выращивают". Вместо агрономов. Можно подумать, что учитель этот поедет работать в район или в какое-то село, где и детей-то нет. А агрономов не хватает, все переквалифицировались в юристов. Потому-то на рынке килограмм картошки - 7 гривен, и початок кукурузы - две. А власти продолжают витийствовать о том, что агропромышленный комплекс нашей державы от года к году крепчает.
Если бы в 1990 году Дония с Кириленко и иже с ними отчислили за прогулы из университета, то, может быть, не было бы в 2004-м того потрясения, ввергшего нашу страну в такую яму, из которой и вверх-то боязно глянуть. Вот и нужно вернуть советскую практику: не сдал один-другой экзамен, не отработал необходимое количество часов - на разбор в деканат о причинах, и если они окажутся неуважительными - вон! А если уважительными - бери академический отпуск "по семейным обстоятельствам" и зубри, догоняй, наверстывай. Я считаю, что только так можно вернуть сначала уважение, а затем и былую славу отечественному образованию.
И второй вывод. Если правительство уверено в своей правоте, оно не должно идти "на поводу" у тех, кто еще из коротеньких штанишек не вырос. Обязанность студента - учиться, учиться и еще раз учиться, а не бастовать. "Бастуны", если им что не так, пусть идут работать. На стройках, на фермах, в полях, на заводах... В шахту пусть спускаются с отбойным молотком. Не памятник Ленину молотком изувечивают, а на заводе молотком детали клепают. Сразу две пользы: и деталь будет сделана, и моральный урод, получивший вузовский диплом, не сможет "пролезть" в руководящие органы.
Мало мы слышали скандалов по поводу того, что у какого-то министра диплом "липовый", а у какого-то чиновника его и отродясь не было?! Потому у нас и гречка "не уродилась", и голод 1932-1933 гг. стал геноцидом, потому у нас нефтеносные шельфы отнимают и выгоняют наших туристов из самолета, чтобы на их места посадить "цивилизованных людей". А чему удивляться, если нынешние историки, дипломаты, политологи все как один, или через одного, чьи-то сынки, которые за деньги "ликвидировали" прогулы, академзадолженности, попересдавали экзамены и получили дипломы, устроились на "тепленьких" местах.
Резюме. Систему образования нужно начинать перестраивать даже не с определения, сколько лет учиться и нужна ли система тестирования. Реформу нужно проводить с определения количества реально необходимых специалистов в различных отраслях. Пусть министр культуры не жену президента по театрам водит (у гендиректора или главного режиссера это лучше получится), а посчитает, сколько в Украине театров, каких, где, сколько человек в них работает. Потом пусть посчитает, сколько у нас вузов и училищ выпускают этих самых актеров. (Каждый год ведь выпускают, а в театре труппа не безразмерная.) И определит тогда, сколько же всего нужно оставить учебных заведений для подготовки актеров.
После этого пускай объявит конкурс среди вузов, и какие окажутся более профессиональными, те пусть актеров и готовят. И не важно, будет это киевский или харьковский вуз, или днепропетровское училище. А ненужные институты и факультеты типа "мы сделаем вас актером за полгода, а за год - звездой" нужно закрыть. Вот и все. И так везде. А на тех специальностях, по которым не хватает людей, открыть больше отделений, объявить дополнительный набор, вернуть "в строй" госзаказ, когда предприятие направляло учиться талантливую молодежь с перспективой ее возврата на родной завод уже в новом ранге.
Пока мы спорим об учебниках, в стране растет поколение тупиц, наглецов и бездарей. Я говорю не об отдельном человеке и даже не о тысяче молодых людей. Я говорю о поколении. И самое страшное, что мы своими руками растим бездушных особей, ничем не интересующихся, ничего не понимающих, не желающих ни думать, ни работать. Конечно, пиво пить на Майдане и гордо называть себя "революционером" - это веселее, интереснее, чем сидеть за учебниками или стоять у станка. А ведь настанет время, когда именно это поколение придет нам на смену. И что тогда станет с нашими внуками и правнуками?

Олег АФОНИН